Отойдем от абстрактной психологии. Имеем два обычных продуктовых магазина на маршруте «метро-дом». Магазины примерно одного уровня.
В первом магазине работает замечательная девушка, которая всегда улыбнется, всегда спросит, как дела, что-то посоветует. Очень часто (я заметил) делает вид, что узнает покупателя. Во всяком случае, пытается понравиться и угодить любому покупателю – от ребенка до унылого алкоголика.
Второй магазин. Тоже молодая продавщица. Постоянно живет в своем телефоне. На лице всегда написано: «я вас ненавижу, отъебитесь от меня, все в мире - суета». Никогда не посоветует, не улыбнется. Покупая у нее что-либо чувствуешь себя не в своей тарелке под презрительным взглядом.
Да, вы наверняка не раз встречали такой типаж продавцов и мелких служащих. У меня подобная работала на прошлой работе в бухгалтерии. Для нее все работники были единицами в рассчетах, а деньги она начисляла исходя не из логики и рабочего времени, а по принципу - «директор Римма Рудольфовна так сказала». Впрочем, не о ней.
Как вы думаете – в какой магазин я захожу по пути «метро-дом»? Ответ, наверное, очевиден. Однако, мне все же хочется написать про эффект Золушки, а не про влияние поведения на рост продаж.
Да, работа в продуктовом магазине с алкоголем возле метро в Минске – просто скотская. Зарплата далека от обещанных президентом 500$. Уверен, что у обеих девушек болит спина, гудят ноги, скорее всего и начальник мудак.
Поэтому продавщицу из второго магазина, чисто по-человечески, вполне можно понять. Будет она швырять товар на прилавок, не отрываясь от телефона или порхать над каждым клиентом – для нее ничего не измениться.
Представьте теперь ситуацию, что у меня (или любого другого, кто ходит таким же маршрутом, как и я) появится хорошая вакансия для такой сферы деятельности. Хорошая вакансия – это хорошая зарплата, соц.пакет и всякие плюшки.
Как вы думаете, кому я предложу эту вакансию?
Это, конечно все субъективно, но если посмотреть немного шире... Ведь таких «девушек-хороших работниц» много. Впрочем, как и хамоватых работниц. Однако, когда «хорошим» предлагают хорошую работу или повышение, то почему-то говорят «повезло».
На «пустом» месте повезло. Или – «вот повезло же этой дуре». Именно так и скажет хамоватая продавщица, а ее подруги будут кивать и соглашаться – «да… почему нам так не везет». И будут сидеть такие подруги и думать, что жизнь говно, все мужики козлы, а судьба к ним не справедлива.
Эффект Золушки – это не случайность. Это – постоянная, трудная и изматывающая ежедневная работа над собой. Только в таком случае – серая Золушка станет королевой.