Владимир Соловьев: «У нас тоже не без идиотов на ТВ!»


25 ноября 2016 года во Дворце Республики прошла пресс-конференции известного телеведущего и писателя Владимира Соловьева. Как это происходило - в репортаже Александры Крот.

По прибытию в Минск в преддверии творческого вечера в Минске телеведущий Владимир Соловьев организовал пресс-конференцию во Дворце Республики.

Представители известных белорусских СМИ задали Владимиру Рудольфовичу  ряд острых вопросов. Особенно накаляло ситуацию то, что приезд российского телеведущего вызвал столь бурную реакцию некоторых из оппозиционных активистов – накануне творческого вечера на ступеньках Дворца Республики были попытки устроить беспорядки.

Однако на творческий вечер, в целом, была большая очередь за билетами. Все же большинству белорусов было интересно выслушать на самом деле взвешенную позицию ведущего и разобраться в ситуации самим. На пресс-конференции не обошлось без инцидентов: представительница оппозиционного издания «Народная воля» явно провоцировала телеведущего на агрессию, уводя от темы разговор в полемику и забирая слово при диалоге с другими журналистами. Причем характер этих вопросов отдавал откровенным дилетантизмом в разных областях и политической предвзятостью, что и подчеркнул телеведущий.

Владимир Соловьев минск


В итоге не все смогли успеть задать вопросы, уложившись в регламент встречи, а другие участники почувствовали накал и напряжение в качестве послевкусия. Пытаясь разрядить обстановку и вернуть беседу к более созидательной цели, мы же задали ряд вопросов профессионального характера, ответы на которые будут интересны репортерам и журналистам. Ведь невозможно не согласиться с тем, что Владимир Соловьев профессионал своего дела, умный и интересный собеседник, вызывающий уважение у зрителей, независимо от их политических позиций.

Талант, опыт и профессиональный авторитет – вещи созидательные, превыше и более неоспоримые, чем политические разногласия. И мы убедились в этом, взяв интервью. Кроме того, Владимир Рудольфович в разговоре (для некоторых – неожиданно) предстал для нас взвешенным и критичным аналитиком, далеким от того надуманного штампа, образа-страшилки, в котором зачастую его представляют различные СМИ. Нам было очень приятно получить такой опыт.

Первый вопрос, который я задала, был таков:
- Владимир Рудольфович, у вас огромный опыт, вы вышли на такой большой уровень – берете интервью у людей большой власти, от которых зависит судьба страны, ведете аналитические передачи и ток-шоу с огромной аудиторией. Что бы вы могли посоветовать начинающему журналисту, репортеру, ведущему?

В.С. - «Учиться, учиться, и еще раз учиться» - сказал не я когда-то. Нет у меня более универсального совета, чем этот. Вообще, «журналист» понимается мной как замечательная вторая профессия. Потому что тебе надо быть вначале специалистом в чем-то – будь то наука, экономика, искусствоведение, философия. Какая, к примеру, у вас специализация? А дальше журналистская ипостась добавляется. При этом журналисты – они же разные…


Владимир Соловьев минск


А.К. - Да, бывают абсолютно разные специализации на темах, взглядах…

В.С. - Я, например, не сколько журналист, сколько телеведущий. А в целом, ведущему, репортеру могу дать еще один главный совет – очень сильно любить свою работу. С душой, с совестью подходить к ее исполнению. И с ответственностью.

А.К. - Я по профессии – будущий режиссер кино и телевидения, к примеру. Сейчас учусь в Академии.

В.С. - Вот и замечательно, это важно, старайтесь. А вообще откровенно – самое сложное в нашей профессии, самая элита, creme de `la creme корреспондентов – быть военкором.

Потому что на самом деле не зря все для них и ради них, это самые ценные кадры и специалисты. Работа ответственна и опасна, это героические люди, они по-своему больны, впитали тяжелый запах войны, и ничто другое так не сможет будоражить сознание.

Вот Женя Поддубный, и те ребята, что погибли на Юго-востоке Украины – они дают правду, находясь среди этого ада, рискуя всякий раз жизнью ради репортажа. А когда какие-то якобы правозащитные организации, находящиеся в теплом офисе где-нибудь в Вашингтоне, рассказывают то, что они якобы прочитали в «Твиттере» неизвестно кого и выдают это за истину последней инстанции – нет, ну, здорово конечно, но это совсем другое (смеется). Когда человек видел своими глазами событие и передал – то это основа лучшей журналистской традиции и профессионализма.


А.К. - При создании передачи теледебатов «Воскресный вечер», на этапе первых выпусков и задумки вы были готовы к возможности инцидентов на съемочной площадке?

В.С. – Я вообще, всегда ко всему готов.  Как можно ответственному ведущему или режиссеру можно быть не готовым к чему-то? Не готов – не занимайся этим делом! Вы вот готовы с утра проснуться? Готовы сейчас подышать?  (смешно передразнивает, смеется. Это же естественное состояние в нашей профессии – быть готовыми к любым неожиданностям! И когда ваша профессия становится этим естественным состоянием, неотъемлемой частью жизни – тогда вы в ней чего-то добиваетесь! А когда вы каждый раз должны себя в чем-то превозмочь,  то самое тяжелое в этом – превозмочь свое «эго». Это страстное желание подумать, что от тебя что-то много зависит…

А.К. - Еще Станиславский сказал про это. Эту фразу нам с первого дня учебы поставили в основу всего.

В.С. - Не верьте даже многим тем, кто это с упоением цитирует (смеется). Многие там страдают этим же. Про искусство в самом себе, а не себя в искусстве? Это просто массовая проблема, особенно сейчас, в шоу-бизнесе. Потому что если ты занимаешься всем этим для того, чтоб потом раздуть очередной пиар-скандал, к примеру, «вот я тут разэтакой журналист, мне воду отключили, какой кошмар, и узнают ли меня на улице», и так далее – это одно, а если заниматься в профессии для того, чтоб действительно помочь, и не только своей семье увеличением благосостояния, а  многим людям , то это совсем другое. Беда в том, что многие, кто приходит в нашу профессию, приходят из страстного ощущения и желания собой прославиться. И отсюда и идет многое то, что называется пресловутым английским словом sensation –жареные факты, скандалы, грязь, интриги.


А.К. - Вы участвовали в интервьюировании  и в какой-то мере в ведении передач и фильмов про политику, «Крым. Путь на Родину», «Президент» и других, где вы интервьюировали не раз Путина. Вы часто в проектах берете у него интервью. Расскажите подробно, как работалось там…

В.С. - В большей мере это делал мой замечательный коллега и друг Андрей Кондрашов. По сюжету и идее – вопросы к нему. Я в фильмах «Президент» и «Миропорядок» работал с интервью, но там на самом деле было несколько больших фрагментов, которые дальше потом разбились в этих фильмах, вот и возникает ощущение, что мы так много времени с ним говорили.

И я не думаю, что кто-то может больше похвастаться, чем мой коллега Андрей Колесников, работающий в «Коммерсанте», тем, сколько он времени проводит в многочисленных интервью с Президентом. Я же не член Кремлевского пресс-пула. Но все же пару раз снимать Путина приходилось.


А.К. - Насколько тяжело брать интервью у людей-представителей власти, у тех, с кем говорить не просто?

В.С. - Никакой проблемы. Но даже с Путиным первая запись далась очень тяжело, в техническом плане. Надо сказать, что даже когда ты достиг этого уровня, всякие подвохи и неполадки в технике, пакости и халатности звукорежиссеров, операторов – бывают, и еще как.

Вот почему надо спокойно к этому относиться, быть готовым ко всему. Все вышло так потому, что ради того, чтоб картинка вышла без напряга красивой на экране, нас далеко посадили, настолько далеко, что я его не слышал – и аппаратура не выручала. Я сказал: «Ребята, ну гигантский просто зал (смеется), Кремль все-таки, а вы стулья расставили наши далеко для красоты, киношники, слушайте – я же не могу всякий раз говорить Путину «Ась?» (снова пародия), я его физически не слышу, поэтому вашу удобную картинку придется переделывать, мизансцену – переставили эти стулья поближе, стало как-то легче. Путин же очень комфортный для общения человек, очень интересный собеседник. Проблема в другом – сделать так, чтобы ему было интересно. Выбрать нужное направление разговора. Представляете себе человека, которому бесконечное число журналистов бесконечное количество раз задавало примерно одни и те же вопросы. Но если вы хотите получить необычный ответ – то необходимо выйти за рамки привычного, вот не побояться где-то разорвать шаблон, и в то же время – не переступить черту. Это искусство, высший пилотаж репортера, журналиста.

А.К. - Можете поделиться вашим мнением о новом нашумевшем фильме Оливера Стоуна «Украина в огне»?
В.С. - Я его пока не смотрел, все работаю, езжу, видел трейлер. Его недавно показало Рен-ТВ у нас по телевизору. Будет время – посмотрю, я никогда не спешу. Думаю, будет интересно. Посмотрим.

А.К. - Каково ваше мнение об экс-президенте Украины Викторе Януковиче?

В.С. - В политическом смысле – крайне негативное, я его регулярно высказывал и в передачах, даже тогда, когда был Майдан три года назад. Я считаю, что этот человек виновен во многом том, что произошло на Украине. И дело не только в разговорах о его там собственной слабости или коррупционности, а главное в том, что он не до конца понял груз той ответственности, которую возложил на него народ, избрав Президентом, и во время Майдана допустил все произошедшее. Тут как раз был вопрос пресловутый об ошибках Путина – вот скажу, что то же самое – он слишком либерален, там, где следовало быть еще жестче.

Чтоб не вышло подобной беды. И никому неповадно было даже помыслить совершить подобное в стране, или украсть что-то, или развести коррупцию, откаты. Но Путин – человек дисциплины и ответственности, надеемся, что он справится с нелегкой задачей управления.


А.К. - По вашему мнению, если уж говорить о политике – возможно ли в белорусском обществе или в соседних странах повторение украинского сценария?

В.С. - Нет. Прививка Украины сработала для всех правителей. Теперь все, наблюдая за событиями Украины, четко понимают, что будет, если это допустить. А главное – народ это понял. Потому что посудим объективно – что получил украинский народ за этих три года? Кружевных трусиков и Европы? Чего-то не видно. Нет, ну конечно, отдельным журналистам, любителям сенсаций, живущим на гранты, неслыханно повезло. Народу же – нет. (Смотрит в зал – испуганно затихла и вздрогнула скандальная журналистка из «Народной воли»). А что вы так вздрогнули? Это про вас оказалось? Что за паника, что случилось? (смеется) Чего такой интерес и страх в глазах теперь?

- У всех свои гранты… - уже с испугом пытаясь шутить, снова перехватила слово оппонентка.
- А у меня – не гранты, у меня – зарплата.  Вот так. В общем, спасибо вам за интересные вопросы. К сожалению, временной регламент всему виной – я бы еще больше смог рассказать тем, кто интересуется моей работой. В любом случае, приятно было познакомиться. Невзирая на некоторые недоразумения, которые я воспринимаю с юмором, мне очень нравится Беларусь, ни тогда, ни теперь не жалею, что здесь. Спасибо вам за теплый прием. Приглашаю вас на творческий вечер!

А.К. - Благодарю за внимание, спасибо вам, Владимир Рудольфович, за вашу профессиональную работу! Удачи вам, чтобы новые проекты реализовывались, чтобы люди больше узнавали объективной, проверенной информации о происходящем в мире! Мы хотим мира и взаимопонимания! Белорусам же это очень важно и нужно сейчас.


Так завершилась наша встреча с уважаемым гостем. Позже наш журналист отправилась на творческий вечер, который состоялся в этот же день. И мы хотим, чтобы профессионализм работников СМИ,  телевидения и кино работал на то, как найти взаимопонимание между нами, соседними, братскими народами, чтобы не было войн, а историю, из которой нам всем извлекать уроки, никто не смел переписывать и забывать. Вспомнили, конечно, и о моментах истории времен Великой Отечественной войны. Именно Беларусь была самой пострадавшей страной в этой войне, и этот Урок будет всегда жить в сознании нашего народа, не давая сбиться с пути.

«Напоследок скажу. Мы все – соседи. Россия, Украина, Беларусь… страны постсоветского мира все. Мы никуда от этого не уйдем. А соседей, как и родителей, родственников, не выбирают. Или мы в Мире, вместе, или мы погибнем. У нас нет другого пути, и все придут к этому пониманию. Главное – чтоб не было поздно. Вот ради чего, во имя чего мы должны работать и за что беспокоиться. За мир на Земле» - Владимир Соловьев


Владимир Соловьев минск


ВАЖНЫЕ ФРАЗЫ ВЛАДИМРА СОЛОВЬЕВА С ПРЕСС-КОНЦФЕРЕНЦИИ:


1. «Дилетантизм и необразованность авторов и ведущих – главная беда многих современных СМИ» - Владимир Соловьев, - «и в России, везде, во всем мире перегибов в правдивости и способе подачи информации хватает. Телевидение же, медиа, особенно их политическая часть, строится везде на одинаковых принципах. Порой, к сожалению, не на самых лучших...».


2. «Вы, белорусы, замечательный народ, достойный уважения, любящий порядок, имеющий богатую культуру, народ, победивший фашизм. Какие проблемы? Замечательное впечатление от вашей страны! Спросите любого россиянина. Стройте свою судьбу, у вас все получится. Не обращайте внимание на информационные выпады и перегибы в некоторых СМИ, в том числе российских. У нас тоже не без идиотов на ТВ. К сожалению, эта тенденция сейчас повсеместна».


3. «Причина падения ТВ и по качеству, и по содержанию – приход туда людей с низким образованием и компетенцией в чем-либо, отсутствие взвешенности и разума у т.н. «аналитиков».Идеальная среда для разжигания межнациональных розней и информационных вбросов!


4. «Я люблю дискуссировать с людьми, основываясь на фактах, я принимаю во внимание и выслушиваю различные точки зрения – и в моей передаче так, мы специально разыскиваем собеседников и аналитиков с противоположными точками зрения. Но задача – разумно придти к  консенсусу даже в трудной ситуации. Но я не терплю, когда вырывают чьи-то слова из контекста, при написании статей или верстке передач. Журналистам, ведущим всегда хочется выдать что-то «жаренное», притянуть ситуацию за уши – на этом пропиарить себя или издание, канал свой. И с этим играть опасно. Сколько раз замечал, что и мои слова вырезают, сопоставляют – монтаж дело страшное. Это истинное оружие в руках телевизионщика. Я сказал как-то автору одной передачи: «тогда знаете что – я надиктую вам алфавит лучше, по буквам, а вы там склейте, что душа пожелает». Это другая беда телевидения, СМИ, остро взаимосвязанная с первой. А теперь представьте, как это все вместе влияет на телеаудиторию. Потому легко проводить настоящие информационные атаки. Как обливали грязью, бомбардировали просто в предвыборной гонке Дональда Трампа в Америке, и до непорочности обеляли госпожу Клинтон. И вот – о чудо! – этот «кошмарный, дьявольский и бестолковый» Трамп побеждает, а идеальная Клинтон проигрывает. Не сработало! Люди стали понимать это. А когда начинаются тут столь неграмотные, нелепые просто детские вопросы про Кадырова и Чечню, про якобы готовящиеся заговоры против Путина от журналистки, уже перенявшей чью-то заштампованную позицию, явно провоцирующей меня, а потом слова опять вырвут из контекста и выдадут за жареный факт под оправдание своей позиции, не разобравшись – это возмутительно. Задает журналистка этот вопрос. А знает ли она точно вопиющие обстоятельства и факты Чеченского конфликта? Историю семьи Кадыровых, как тяжело им жилось в войну? Как давно Кадыров знает Путина, к примеру, или чем конкретно занимаются военно-разведывательные службы – каждая? Из чего вообще хотя автомат Калашникова состоит? Были ли вы раз в Чечне? Нет? Тогда нечего эту тему поднимать! Разберись в вопросе детально, потом говори. Опасно спекулировать на теме войны в особенности. Я, например, и мои коллеги – были в Чечне не раз, и в периоды военных действий в том числе, взаимодействовали с очевидцами и действующими лицами тех событий. Это было опасно, трудно – но достойно. Наша задача была донести правду людям,  разобраться. Это моральная ответственность каждого работника СМИ, режиссера, автора».


Александра КРОТ (кореспондент colors.by)

Поделись с друзьями:


Раздел заполняется