Сейчас редко услышишь: «Пойдем в кино!». Еще реже – «Пойдем в театр!». Интерес к театру угасает с каждым годом не только у молодежи. Но все же есть люди, которые готовы жить спектаклями и изменить устоявшиеся стереотипы о театральном искусстве. Один из них – директор театра «TEAM THEATRE» Зоя Гарина:
- ХХIвек – век высоких технологий, и многие вещи, без которых еще несколько десятилетий назад, мы не могли представить свою жизнь, потеряли актуальность или вовсе исчезли. Многие полагают, что и театр – это архаизм, пережиток прошлого. Но, если обратиться к истории театра, то можно сделать вывод, что театр не исчезал на протяжении многих столетий. Он изменялся, становился другим, но не исчезал.
Были времена расцвета и упадка, но всегда находились люди для которых было жизненной необходимостью играть на сцене, и всегда находились люди, для которых необходимо на это смотреть. Сейчас театр переживает не лучшие времена.
С развитием интернет – технологий живое общение отодвинулось на второй план, поэтому необходимо искать новые формы выражения, постоянно привлекать к себе внимание потенциальных зрителей и удивлять. Удивить ярким шоу, в которое вложены огромные деньги, просто. Но когда в твоем арсенале небольшое помещение без технических возможностей, и все на что можно рассчитывать – это мастерство актеров, их искренность и необыкновенная любовь к профессии, то нужно быть необыкновенно креативным и мудрым одновременно, чтобы не превратить театр в нечто далекое от театра. Это сложно. Но мы пытаемся, поскольку у нас нет другого пути.
К слову, театр Зои Гариной выделяется среди других театров не только Гомеля, но и всей Беларуси. Если вы сюда придете, то сможете почувствовать себя, как дома. Небольшой уютный зал, рассчитанный на четыре многодетных семей по количеству удобных стульев.
- Это не совсем спектакли, это читки. У нас это направление идет от театра РТБД, читка предполагает минимум затрат. Традиционный спектакль в целом – очень затратная история. Это декорации, это костюмы, это работа режиссера, актера. В современной, классической и мировой драматургии есть много пьес, достойных того, чтобы зритель их знал, но, как правило, любой театр сталкивается с финансовой стороной постановки. А денег недостаточно или вовсе нет.Был предложен выход: спектакли приходят слушать, актеры исполняют роли с минимальным вмешательством режиссера, берется лишь самый необходимый реквизит, - рассказывает Зоя Гарина.
Сцена – на расстоянии всего в нескольких поворотах в кружении вальса. И это позволяет заметить не только грим на лице актеров, но и их взгляд. Правда, некоторых спектаклях после или до самого спектакля. Ведь во время читки – зрителям завязывают глаза:
- Этот трюк был использован в пьесе «Ноктюрн» для того, чтобы слушатель смогвнутренне погрузиться в действие спектакля, смог развить свое воображение и фантазию – картинка только в голове. У каждого получается свой спектакль от услышанного.
В театре рады каждой творческой идее и любому предложению. В «TEAM THEATRE» даже есть своя театральная студия «Песочница», где обучают актерскому мастерству. Но допускают на сцену только профессиональных актеров. Для читки используют пьесы белорусских и российских драматургов. И для того, чтобы удержать зрителя, придумывают новые категории спектаклей.
Например, совсем недавно с большим успехом на сцене театра прошла читка на пьесу российского драматурга Воропаева «Солнечная линия» - категория «18+».
- В некоторых местах пьесы была ненормативная лексика, но настолько драматургически там все было уместно и правильно, что меня, как человека, не приемлющего мат, в данном случае это не коробило. Удивительно, но все это лишь подчеркивало эмоции, живые, правдивые, которые выходили в этой пьесе буквально через край. Ты просто заряжаешься ими и сливаешься со своим героем, который борется с определенной проблемой. Тебе просто не до того, мат там или нет, красиво это или нет. Важно, что это все показано правдиво и по-настоящему, - делится своими мыслями актриса.
Правда, как и везде, в театральной работе есть свои подводные камни и сложности. Но, как говорится, со всем можно справиться и из каждой ситуации есть, как минимум, два выхода:
- Мы довольно еще молодой театр и существуем не так давно, поэтому пока не можем позволить себе в команду штатного режиссера. И мы придумали такую вещь: мы пригласили режиссера из Израиля, который будет ставить нам спектакль в режиме онлайн.Доступ к нашему чату и видеомосту только у меня и актеров. Мы начинаем разводку на сцене, обсуждаем читку, готовимся, затем ставим монитор с камерой и быстрым интернетом – и выходим на связь в обусловленное заранее время с режиссером.
Однако для привлечения зрителя Зоя Гарина считает важно не только громкое название, «модная категория» или использование новейших технологий:
- Надо, на самом деле, ставить хорошие, яркие по сюжету спектакли, и чтобы был меняющийся репертуар, яркий и разнообразный. Чтобы выпускалось много спектаклей. А что сейчас актуально? Многое. Наше время весьма проблемное. Но я полагаю, что искусство призвано вершить те дела, которые не подвластны политикам: поднимать духовность и воспитывать нравственность. Мы это помним и это наш главный приоритет.
Не могу не сказать о наших актерах. Это люди, отказавшиеся во имя своей профессии практически от всего. Андрей Бордухаев-Орел, Алеся Бордухаева – Орел, Юрий Зайцев, Радислава Ревко, Ирина Шапетько, Ирина Коник, Олег Ананьев. У нас нет зарплат, но и нет других доходов, кроме того, что мы в силах заработать своей профессией. Мы – ТИМ – команда и поэтому мы горой стоим друг за друга. Каждый зритель и каждый спонсор для нас на вес золота.
Мы делаем все, чтобы зритель пришел к нам. Пока это необычные читки, но уверена, что в ближайшее время мы пригласим зрителей на премьеру.
Только оказывается для читки в театре «TEAM THEATRE» подойдут не все пьесы, а только те, в которых есть глубокий конфликт, и где все можно выразить эмоциями и словами. Чтобы пришедший послушать речевую игру актеров человек смог прочувствовать всю действительность бытия.
В ближайшее время можно прийти на читку: по пьесе известного белорусского драматурга А. Курейчика «Ноктюрн». Подробнее здесь
Александра КРОТ, Дарья ШЕВЦОВА (colors.by)