Композитор Екатерина Левченко: «Ставить палки в колеса – черта нашей творческой элиты…»


Сегодня мы поговорим с женщиной, которая смогла перебороть многие стереотипы, заложенные в этом мире. От прикосновения ее нежных пальцев оживает бездушное пианино, и у многих будто замирает время. Композитор Екатерина Левченко поделилась секретами своего успеха и самыми разными историями, которые приоткрывали занавес творческой жизни.

Композитор Екатерина Левченко


- Екатерина, существует такое мнение, что композитор – это не женская профессия. Как вы боролись с этим стереотипом?
- Приходилось бороться с этим живучим стереотипом. Но самое тяжелое в этой ситуации для меня было то, что с хрупких женских плеч не снимаются и какие-то житейские обязанности: рождение ребенка, декрет, готовка и уборка. Когда у меня родился ребенок, было очень сложно переключаться то на семейные, то на  рабочие дела. Но со временем, конечно, ко всему привыкаешь и выстраиваешь свой алгоритм действий. Сейчас даже веду свой блог на тематику мотивации для музыкантов, планирую открывать новый Ютуб-канал, где буду делиться своей музыкой и не только! Пусть пока это будет маленькой тайной.

Композитор Екатерина Левченко


- Сейчас в мире очень много уже всего придумано – в том числе и музыкальных произведений. Как вы среди уже существующего многообразия находите свой мотив, ноты и создаете что-то непохожее друг на друга?

- Сейчас слушатели музыку выбирают не по нотам, а по – аудиозаписям. В каждой музыке есть свой энергетический заряд, атмосфера. Я слушаю какие-то фрагменты и определяю, что близко мне, а что нет. Бывает, определенная музыка начинает тебя преследовать. Идешь в магазин – на заднем фоне играет трек. Идешь в кафе – и там опять эта музыка. Ты начинаешь копать, узнавать, что за мотив, что за мелодия – и это приводит к новым и неожиданным находкам.

Композитор Екатерина Левченко


- Что вы хотите донести своей музыкой до слушателя?

- Я считаю, что музыка существует для того, чтобы вытащить человека из какого-то негатива, зарядить его чем-то хорошим. И предпочитаю музыку классическую, по точным гармоническим канонам, поэтому сочиняю, в основном, тональную музыку в неоклассическом, джазовом или народном стилях.

Композитор Екатерина Левченко


- А кто вас учил искусству музыки? Ведь чья-то школа так или иначе повлияла на вас и ваш стиль.

- У меня много учителей, потому что мой отец  военнослужащий, и приходилось часто переезжать из одного места в другое. Первая учительница музыки у меня была в Питере, Коновалова Нина Федоровна, пианистка. Я у неё училась с четырех лет, в музыкальной школе. Потом мы через два года уехали в Новополоцк. Там еще два года – у Чирейкина Феликса Наумовича. Никогда не забуду наш класс с высокими потолками, окнами в пол и шикарным роялем. Потом переехали в Гомельскую область, в город Добруш. Основные мои педагоги по композиции – это Вадим Давидович Биберган из Петербурга и Борис Семёнович Гецелев из Нижнего Новгорода. Все свои высшие образования я получала в России, так получилось.

- У вас не одно высшее образование, и куча курсов….

- Сначала я училась в школах – обычной и музыкальной, потом в Колледже искусств, потом я получила водительские права и окончила курсы дизайна, потом я поступила в Университет  культуры и искусств в Петербурге. Затем я два года работала.

Потом я поступила в Нижний Новгород в Академию музыки уже на композиторское отделение. Училась заочно  по индивидуальному плану. Просто пришлось добирать предметы по композиторскому профилю, которых не было в первом образовании.

Композитор Екатерина Левченко


- Вы считаете принципиально важным проходить профессиональную подготовку по композиции?

- Я шла целенаправленно. В консерватории у меня спросили: «У вас уже ведь есть одно высшее образование, вы уже пишите музыку, зачем вам ещё учиться?» А я приемной комиссии ответила: «Написать музыку для симфонического оркестра! Научиться тому, чего я еще не познала, чего мне не хватает». Самоучкой постигнуть эти истины – трудно и долго, а когда у тебя есть Мастер с твердой и могучей рукой, то это будет гораздо быстрее и эффективнее. Консерватория – волшебное, конечно, место. Атмосфера незабываемая, там оркестры, хоры, ребята, которые тебя всегда морально поддержат, в коридорах буквально витает дух творческой жажды. Есть мнение, что музыканты и композиторы не должны учиться заочно, большинство таких ВУЗов по России и СНГ – с исключительно очной формой обучения. То, что мне представилась возможность учиться заочно – это было особенно круто для меня. Это была моя мечта - выучиться именно таким образом, потому что ты уже можешь на практике работать по специальности и постигать себя, развивать в деле помимо теории, а практики так не хватает многим очникам любой профессии! К тому же я финансово не имела возможности жить постоянно рядом с ВУЗом, платить за все, не зарабатывая на жизнь самой.

- Скажи, были ли такие моменты, когда тебе хотелось от отчаяния бросить все, или же когда травили жизнь и ставили палки в колеса?

- Ставить палки в колеса – черта, к сожалению, нашей творческой среды, без этого – никак. В основном, я сталкивалась с некой завистью в свой адрес. В одном из своих мест работы я разработала свои авторские программы по музыке. И сначала их забраковали, можно сказать. Я ушла с той работы. И через некоторое время узнала, что моими «никуда не годными» разработками   успешно используются те самые люди, которым она не понравилась. Была еще ситуация, когда мне позавидовал один из моих однокурсников. Он возмутился по поводу того, что мне позволили писать симфоническое произведение на втором курсе. Обычно, его пишут на пятом. Но он не знал, что я получаю второе высшее образование и у меня за плечами уже огромный музыкальный опыт. Педагог мальчику культурно объяснил, что ему еще учиться и учиться, был такой момент.

Композитор Екатерина Левченко


- А вот как ты все успеваешь в жизни?

- У меня сейчас семья маленькая: я живу с пятилетним сыном. С мужем произошел несчастный случай, о котором я не могу говорить открыто. Конечно, сразу было тяжело вообще что-то успевать, заниматься работой и сыном. Решение о переезде в другой город оказалось самым правильным на тот момент. Именно переезд в новое место меня смотивировал на новые цели и достижения. И у меня уже сформировалась своя формула как всё успевать: «Если задачу не записал – то ничего не сделаешь!». Я часто делаю несколько дел параллельно, одновременно. Допустим, иду на работу утром – по дороге могу  зайти в солярий на пять минут, потом на почту отправить письмо, забрать  документы на работе, выпить кофе. Я максимально заполняю свои «форточки» мелкими делами. Их нельзя накапливать, иначе рано или поздно они дадут о себе знать и отнимут уйму времени. Это один из ключевых секретов моих успеха!

Спасибо Екатерине Левченко за интервью и интересные советы!)


Александра КРОТ, Дарья ШЕВЦОВА (COLORS.BY / НЖБ)

Поделись с друзьями:


Раздел заполняется