Документальное кино


Недавно на съёмках ко мне обратился парень (оператор, но учится в Академии Искусств на факультете режиссуры), назовём его Арсений, с предложением снять документальное кино.

документальное кино

Вроде идея хорошая, но на мои вопросы: о чём будет кино? Кто герои? Откуда будет взята информация? – он мне ответил: «мы придумаем»! «Т.е. будем выдумывать историю?» - переспросил я.   На что Арсений сказал твёрдое: «Да!» Естественно, что от такой затеи я отказался.
Как минимум это глупо и не правильно. И предложил ему посмотреть в интернете: как снимать фильмы подобного жанра, а ещё лучше спросить у своих преподавателей.

Документальный фильм - это любой научно-популярный фильм, который рассказывает зрителям о реальной жизни, конкретных людях, событии или проблеме.

документальное кино

Так уж сложилось, что одни из первых моих шагов в кино были связаны с этим жанром. Будучи членом военно-исторического клуба «Честь мундира» (руководитель Владимир Колот), я периодически снимаюсь в подобных фильмах для телеканала «Звезда» (циклы «Освобождение», «Хроники победы», «Линия Сталина» и др.), для ВГТРК («Самоубийство Европы» и «Дикая дивизия»), по заказу БТРК (8-серийный фильм «Испытание», «Святая Римма») и т.п.

Документальное кино – это один из простых и в тоже время очень сложных жанров синематографа. Казалось бы – всё уже давно известно, бери, да снимай. А с другой  стороны – именно из-за такого отношения, некоторые, так называемые летописцы, переписывают историю.

документальное кино

Каждый раз меня удивляет, насколько скрупулёзно режиссёры изучают данные вопросы, т.к. они знают: где и какая должна быть петличка, каким был блиндаж в то время, причёски, формы усов! Можно как угодно относиться к документалистике, но именно благодаря подобным фильмам, на мой взгляд, развивается патриотизм. Ведь вместе с постановочным кадрами, в картины включены эпизоды, снятые военными журналистами. Конечно, такое не всегда возможно, т.к. синематограф возник в конце 19 века, поэтому видеоматериалам просто неоткуда взяться.

Документальное кино можно снимать практически на любую тему. По независящим от меня причинам – большая часть картин, в которых мне посчастливилось принять участие, связаны с военной тематикой. Но были и истории о жизни людей, например об известном белорусском писателе Владиславе Сырокомле (я сыграл одного из его друзей), в фильме о Татьяне Масловой – первой русской девушке, завоевавшей титул Мисс Европа в 1933 году,  был ухажером главной героини и т.д.

документальное кино

В ходе съёмок документалок, я периодически общаюсь с режиссёрами, сценаристами, которые рассказывают свои «секреты» создания фильмов подобного жанра. У каждого они свои, но общая концепция всё же имеется:

1. Выберите тему. Фильм должен рассказать о людях, событии, о которых мало что известно обществу, т.к. это привлечёт внимание, тут важно, чтоб история подкупала.  Расскажите свои идеи друзьям, семье, в зависимости от их реакции можно будет сделать вывод – есть смысл снимать именно эту историю или нет. Определите цель фильма. Истории свойственно повторяться, поэтому, возможно, есть смысл связать далёкое прошлое с сегодняшним днём.

документальное кино

Известный режиссер Кол Спектор как-то сказал, что наряду с отсутствием достойного предмета, две наиболее серьезные ошибки, которые могут сделать кинодокументалисты, это не задавать серьезные вопросы и не выбрать основную тему. Спектор говорит: "Перед тем как снимать, спросите себя, какой вопрос я задаю и как этот фильм отражает мое мировоззрение?" Изучите тему. Даже если она вам знакома, по-прежнему хорошей идеей будет провести широкое исследование, прежде чем начать съемки. Прочитайте как можно больше литературы, посмотрите, если имеются фильмы, на подобную тематику. Возможно, появятся какие-то новые мысли, как лучше преподнести историю. Если есть смысл, то можно сузить тематику, тем самым более подробно рассказать о каком-то человеке на фоне произошедших событий.

2. Наймите персонал или найдите единомышленников. Метод «один человек, одна камера» достаточно сложен и чаще всего приводит к любительским кадрам. Поэтому, в идеале неплохо было бы иметь опытного помощника, а лучше и не одного.  

Вот специалисты, которые точно не будут «лишними» на площадке:
Оператор
Осветитель
Сценарист
Актеры (для скриптовых роликов / воссозданных сцен)
Звукорежиссер / редактор
Технический консультант

документальное кино

При привлечении людей в свою команду, ищите тех, кто разделяет ваши взгляды. Советуйтесь с   оператором и другими людьми, участвующими в создании фильма – благодаря этому фильм станет результатом совместных усилий, где каждый сможет предложить в проект что-то, что вы можете упустить из виду.

3. Напишите план. Вообще, любое хорошее дело нужно начинать с плана, для того, чтоб была выработана чёткая стратегия, которая, в случае необходимости, спасёт от форс-мажора. Определите и найдите людей, у которых хотели бы взять интервью. Это могут быть, как очевидцы или родственники этих людей, так и эксперты-историки, на чьё мнение можно положиться. Так же, заранее нужно подобрать актёров, определиться с реквизитом, костюмами, местом съёмок. Найдите оборудование. Это очевидно, что чем лучше камера, тем качественнее получится продукт.

документальное кино

4. Во время съёмок интервью или постановочных кадров не забывайте и об общем плане, которые создают настроение, указывают, где интервью проходит, показывайте городские пейзажи, хоть это не большая, но важная часть фильма. В дополнении к общему плану, вам нужно будет получить вторичные кадры - важные объекты, исторические события. Это важно для поддержания визуальной текучести и динамичности, благодаря этим записям можно будет  замаскировать недостатки в интервью, которое по каким-то причинам прошло не идеально. Если нет кадров реальных событий, о которых вы рассказываете в фильме, есть смысл использовать актёров, при условии, что сцены будет опираться на реальные факты, и аудитории будет совершенно ясно, что это воссозданные кадры.

5. При монтаже напишите ещё один план. Возможно, он будет немного отличаться от первого. Оставляйте самые интересные кадры, а всё то, что смотрится скучно или запутанно лучше вырезать.

Помните, что закадровый голос должен быть чётким, внятным, приятным для восприятия. При необходимости, используйте музыку, которая придаст фильму эмоции. Так же не забывайте о компьютерной графике. В настоящее время её многие активно используют, поэтому не стоит брезговать достижениями человечества.

документальное кино

6. Когда фильм готов – устройте закрытый показ, на который пригласите людей, чьему мнению доверяете. Попросите их, потом дать честную оценку. Ведь в случае необходимости, лучше что-то переснять,  чем выпустить плохой продукт. После того, как вы закончили окончательную работу над монтажом, убедились, что картина готова к просмотру – можно отправить её на тематический фестиваль. В идеале, он должен проходить где-то недалеко от вашего места проживания, чтоб в случае необходимости была возможность подъехать самостоятельно.

7. Распространите фильм! Когда фильм готов и получился на столько хорошо, что его оценили не только друзья и компетентное жури с фестивалей, то, на мой взгляд, есть смысл показать его общественности. Например, выложить в соц.сети или бесплатный сайт (ютуб). Ведь обиднее всего, когда качественный продукт не находит своего зрителя. Этим часто, к сожалению, грешат у нас в стране. Например, летом 2014 года был снят фильм "Смерш. Радиоигра "Друзья" (режиссер Евгений Сетько), который был удостоен диплома фестиваля "За участие в фестивальной программе "Во славу Отчизны", посвященной 70-летию Великой Победы". Но широкой публике его не показали.

Так же, как и, пусть и не документальный, но основанный на автобиографической повести белорусского писателя Максима Горецкого «На империалистической войне» фильм «Русский», снятый Виктором Аслюком – единственным белорусом членом Европейской киноакадемии…

А сколько таких работ лежит где-то в архивах… Но это уже другая история.

Поделись с друзьями:


Раздел заполняется